Летов, брат Летова

Первая же ассоциация с фамилией Летов - "Гражданская оборона". Между тем, саксофонист Сергей Летов в кругах поклонников как подпольного рока, так и джазового авангарда стал известен гораздо раньше своего младшего брата Игоря (Егора). 

Популярность Сергея Летова не была столь скандальной, хотя ему и довелось принимать участие в эпатажных шоу "Популярной механики" Сергея Курехина и записывать альбомы с легендарной панк-группой "ДК". Вообще, список музыкантов, с котоыми Летов-старший играл на сцене или в студии, требует от читателя эрудиции. Между тем, не боясь упреков в элитарности, Сергей Летов остается одним из немногих российских музыкантов, которые не бояться расширять границы самой музыки как вглубь, так и вширь. 

Несмотря на занятость, Сергей Федорович нашел время ответить на несколько вопросов "RockYou". 

По образованию Вы химик - в частности, принимали участие в работе над советским шаттлом "Буран". Как вы пришли к музыке? 

Еще со школьных времен я чувствовал склонность к музыке, к художественной деятельности. Но, к сожалению, в советское время обучение в гуманитарных вузах в той или иной мере сопровождалось обязательным сотрудничеством с властями, признанием коммунистической идеологии в ее официальной версии. А я в то время был настроен очень оппозиционно. Потому мне казалось, что, занимаясь точными науками, я буду избавлен от обязательного лицемерия.

Позднее мне захотелось для себя, в виде хобби, заниматься музыкой. Я приобрел саксофон и стал дома в свободное от основной работы время учиться играть.

У вас очень плотный концертный график. Как финансовый кризис отразился на вашей твоческой активности? 

К сожалению, отразился. Стало меньше оплачиваемых выступлений. Но мне все же кажется, что материальные трудности не могут полностью остановить потребность слушателей в музыке. Я недавно смотрел по ТВ передачу о блокаде Ленинграда и узнал, что даже в самые голодные дни театры и концертные залы были полны. В кризисные моменты потребность в искусстве не уменьшается.

Если раньше вы писали музыку к спектаклям, то теперь решили выступить в качестве актера. Что подвигло Вас на этот эксперимент?

Я, прежде всего, хотел научиться сценической речи - и для собственных выступлений, и чтобы лучше понимать актеров, с которыми я постоянно выхожу на сцену в роли музыканта в текущих спектаклях. 

Очень интересно попробовать себя в новом качестве. Тем более, пройти тренинги у преподавателей, которых я бесконечно уважаю - у Вероники Косенковой, автора оригинальной методики преподавания речи - метоники, и Геннадия Михайловича Абрамова - создателя самобытной школы танцевальной импровизации. Их уроки были бы полезны любому человеку, не только актеру. 

Вы участвовали и продолжаете принимать участие в огромном количестве проектов, играли со многими знаковыми фигурами современной музыки - от Пономаревой и Намчилак до Курехина и Шилкопера. Вы можете назвать музыкантов, общение с которыми вас обогатило?  

Прежде всего - Софья Асгатовна Губайдуллина. Мне невероятно повезло познакомиться с ней четверть века назад, вместе заниматься импровизацией. Другим важнейшим музыкантом для меня является гениальный трубач Юрий Парфенов. Когда-то Т.С. Элиот посвятил поэму Эзре Паунду и в эпиграфе написал: "Поэту лучше, чем я". Вот так я отношусь к Юрию Парфенову...

Очень сложные отношения обмена идей, соперничества связывали меня с Сергеем Курехиным. Очень большое влияние оказал на меня ленинградский трубач Вячеслав Гайворонский. Образцами для подражания в разное время были саксофонисты Владимир Чекасин, затем Владимир Резицкий. 

Певице Саинхо Намчылак когда-то я передал массу информации о современной музыке, о джазе, а теперь она подсказывает мне, на какие техники обратить внимание, да и в жизненном плане - как себя вести с продюсерами, организаторами концертов. Мне кажется, что никогда не поздно учиться, в том числе у своих коллег.

Вы принимали активное участие в различных рок-группах, хотя изначально ориентировались на более сложные музыкальные формы. Что Вам дает сотрудничество с рок-музыкантами? 

В советское время рок был музыкой протеста, которая была адресована огромной аудитории. Наверное, был для музыканта в этом смысл - приобщаться высокой энергии. В постсоветское время рок деградировал и превратился в разновидность эстрады. 

А что вам дает сотрудничество с рок-музыкантами теперь?

Помимо финансов, это возможность быть услышанным более широкой аудиторией. В постсоветское время общество сильно деградировало в отношении художественных вкусов, средства массовой информации воспроизводят почти исключительно примитивную поп-музыку, поэтому возможность быть услышанным - это уже немало. 

Как обстоят дела с вашим музыкальным издательством "Пентаграмма Records"?

Да практически никак. Я потерял к нему интерес. Невозможно одному человеку заниматься всем - и играть в полусотне проектов, и преподавать, и поддерживать сайты, и еще производить компакт-диски в домашних условиях... 

Остались ли какие-то неизданные записи "Гражданской Обороны"? Планируете ли вы заниматься переизданием наследия Егора Летова? 

Я передал все права администратору "Гражданской Обороны" Сергею Попкову, уполномочил его заниматься всем, связанным с наследием брата, и принимать решения. 

Как вы оцениваете творчество Егора Летова? Вы поддерживали брата, когда он находился в противостоянии с властями? 

Его музыкальные занятия начались, когда он переехал из Омска ко мне в Подмосковье. Брат первоначально ориентировался на мои вкусы. Но Москва и круг моего общения показались ему в то время слишком элитарными, сложными и трудными. Он привык в Омске к собственной исключительности. В Москве, да еще рядом со мной, ему показалось проблематичным найти себя. И когда он вернулся в Омск, он занялся совсем другой музыкой. 

Хотя, если внимательно вчитаться в его интервью, то очевидно, что тот первоначальный московский опыт середины 80-х - концептуализм, фри-джаз, современная поэзия, очень много значил для него на протяжении всей его жизни.

А как складывалась ваша музыкальная карьера во времена СССР?

Я начал выступать в 1982 году - в академических концертах, как это ни удивительно. Это был Ансамбль ударных инструментов Марка Пекарского, в котором исполнялись сочинения Джона Кейджа, Раскатова, Екимовского. Я импровизировал в пьесе, барабанщика Михаила Жукова. Михаил не был членом Союза композиторов, и его сочинения нельзя было исполнять публично. Исполняли тайно, буквально под шумок - на бис. Бывали инциденты... В 1984 году на выставке группы "21" в Москве оперативники меня задержали - требовали показать разрешение на выступления. Таких историй было много - примерно до 1987 года.

Чем вас привлекает преподавательская деятельность?

Признаюсь, что сейчас преподавание меня все более и более тяготит. Интереснее всего мне не преподавать, а работать с дипломниками. Большей частью дипломов, сделанных моими студентами, я очень горжусь. 

У нас в России очень слабая музыкальная журналистика и чрезвычайно слабая, некомпетентная музыкальная критика. (Я имею в виду неакадемическую музыку.) А ведь развитие музыки - не только дело музыкантов, но и критиков, функционеров-организаторов, издателей, слушателей. Я надеюсь, что мое преподавание хоть в какой-то степени сможет изменить ситуацию.

Последний вопрос: когда вы планируете выступить в Киеве? 

Когда позовут! Я очень люблю бывать в Киеве. Именно в этом городе состоялся мой первый авторский вечер в начале 90-х. А в 90-х у меня даже был "Русско-украинский проект" с киевлянином Александром Нестеровым и львовянином Юрием Яремчуком. Есть множество проектов, которые еще до Киева не доехали - "Саксофонная мафия" или дуэт с шоуменом "АукцЫона" Олегом Гаркушей. Мне есть, что показать...

Беседовал Алексей Росовецкий

Фото Станислава Львовского



Теги: Летов, Сергей Летов

blog comments powered by Disqus

Рецензии

Understated
1 августа 2013
Planta
18 июля 2013
Delta Machine
28 мая 2013
Mosquito
27 мая 2013
Wolf
5 мая 2013

Отчёты

Tommy Genesis: атаке брутальной девочки не смогли противодействовать
26 мая 2017
Сергей Михалок: Цирк аутсайдеров в акустике
24 мая 2017
Вагоновожатые: осень в середине мая
19 мая 2017
Как Dakh Daughters помогали Вавилонскую башню строить
29 апреля 2017
Инструментальное просветление от God is an Astronaut
17 апреля 2017



Аксессуары для телефонов разветвитель прикуривателя ищем в магазинах.


Музыкантам
web support